Понедельник
29.04.2024
00:23
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Наумова Марина Евгеньевна
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [9]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Консультация для педагогов «Психолого - педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией»
Самым распространенным и тяжелым нарушением речи детей дошкольного возраста является дизартрия. Л.С. Волкова и С.А. Шаховская трактуют дизартрию как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
На основе принципа локализации многие авторы различают псевдобульбарную, бульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы дизартрии. Поваляева М.А. дифференцирует псевдобульбарную дизартрию по степени поражения: тяжелая степень, средняя степень, легкая степень. Самая тяжелая степень характеризуется неподвижностью артикуляционной мускулатуры, при средней степени отдельные группы мышц работают, а также возможна артикуляция некоторых звуков. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии отличается тем, что при ней нет глубоких нарушений в артикуляционной мускулатуре, имеются лишь парезы отдельных групп мышц, а также наблюдается смазанность, нозализация, нечеткое произношение.
В исследовании В.А. Киселевой, направленном на изучение стертых дизартрий, отмечается, что этиология стертых дизартрий связывается с органическими причинами, действующими на фоне мозговых структур в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Это могут быть:
- органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
- серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков - самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
- энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок[14] .
По мнению Архиповой Е.Ф., дети с дизартрией представляют неоднородную группу по своим психолого – педагогическим характеристикам, при этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений[2].
Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольская выделяют четыре группы детей слегкой степенью псевдобульбарной дизартрии:
1) дети с недостаточностью моторных функций артикуляционного
аппарата, мышцы языка слабые, вялые;
2) дети, имеющие нарушения артикуляционной моторики, которые
проявляются в речедвигательных процессах;
3) дети затрудняются подобрать необходимую позу для артикуляционных органов, не могут выполнить задания по подражанию, по инструкции
4) дети, у которых выраженная общая моторная недостаточность, характеризуются также малоподвижностью, скованностью, замедленным темпом движений. Иногда у таких детей может проявиться гиперактивность и наличие большого количества лишних движений. В движениях артикуляционных органов у таких детей наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, затруднения в удержании определенной позы[38].
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются свои особенности, с помощью которых их можно отличить от детей с нормальной речью. Речь таких детей нечеткая, наблюдается смазанность речи. Дети со стертой дизартрией моторно неловки, объем активных движений ограничен, мышцы данной категории детей быстро утомляются, из-за этого им очень трудно выполнять набор движений, они не могут устоять на одной ноге, попрыгать на одной ноге, не могут изобразить движения по имитации.
На занятиях у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии можно заметить нарушения тонкой моторики, которые проявляются в затруднении удержания карандаша, в постоянном напряжении рук, дети часто отказываются писать или рисовать, прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Также отмечаются отставания по физическому развитию от детей с нормальной речью. Чаще всего можно заметить у них соматическую ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. При обследовании и применении функциональных нагрузок у таких детей можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мыш, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов.
У детей со стертой дизартрией имеются нарушения черепно-мозговых нервов. Если нарушена XII пара черепно-мозговых нервов, т. е. подъязычные нервы, то движения языка ограничены, иногда возникает посинение кончика языка, имеются гиперкинезы, которые вызывают быстрое утомление, темп движений замедленный. Часто встречается у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и ограничение объема движений глазных яблок (III—IV—VI пары) в виде легкогонедоведения до наружной спайки. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) имеетсяу таких детей, главным образом, за счет сглаженности правой или левой носогубной складки. У детей со стертой дизартрией отмечается недостаточное сокращение мягкого нёба. Голос чаще всего тихий, с носовым оттенком. Перечисленные состояния черепно мозговых нервов при легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. они обусловлены органическим поражением центральной нервной системы.
В неврологическом статусе у детей с легкой формой дизартрии отмечаются изменения со стороны вегетативной нервной системы, проявляется это в виде посинения, похолодания, потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного демографизма.
Главным отличием детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии от детей с нормальной речью является то, что имеются заметные отклонения со стороны высших психических функций. У многих детей сужен объем восприятия, это можно проверить благодаря обследованию зрительного гнозиса. Внимание менее устойчивое, чем у детей с нормальной речью, наблюдается пониженный уровень переключаемости внимания. Ребенок на занятиичрезмерноотвлекается,неможетсосредоточитьсянаодномродедеятельности. Характер выполнения задания на зрительную память у детей с легкой формой дизартрии аналогичен переключаемости внимания, наблюдается снижение объема слухоречевой памяти и замедление мыслительных процессов. Данные нарушения зависят от недостаточной подвижности основны хнервных процессов в коре больших полушарий ,от затруднения выработки условных рефлексов, и, возможно, от нарушения фонематического слуха, возникающего вследствие недоразвития звукопроизношения. При выполнении заданий дети неуверены, пассивны, быстро истощаются, проявляют негативизм, по малейшему поводу у таких детей могут возникнуть вспышки аффекта. Работоспособность таких детей снижается к концу занятия.
Характерным признаком детей с легкой формой дизартрии является расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Структура дефекта характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, резко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.
По мнению ряда авторов (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович), стертая дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Нарушения звуковой стороны речи у детей со стертой формой дизартрии представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков). Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления недостатка фонематического слуха при дизартрии может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).
Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.).
С точки зрения Г. В. Чиркиной, недостатки произношения у детей со стертой дизартрией оказывают неблагоприятные влияния на фонематическое развитие. Большинство детей со стертой дизартрией испытывают некоторые трудности в звуковом анализе. При письме у них встречаются специфические ошибки замены звуков. Прямым следствием расстройства фонетико-фонематических процессов у ребенка со стертой дизартрией является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д.
Интонационно - выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится мене разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.) У детей - дизартриков активный словарь ограничен, фразы чаще всего короткие. Отмечается короткое, поверхностное дыхание, при котором воздушная струя используется неэкономно.
Как уже отмечалось выше, непосредственным результатом поражения артикуляционного аппарата являются трудности произношения, которые приводят к недостаточно четкому восприятию речи на слух. Общее речевое развитие детей – дизартриков протекает своеобразно. Грубые дефекты произношения приводят к недостаточному накоплению словаря и отклонениям в развитии грамматического строя речи. Большинство детей имеют отклонения в словарном запасе, не знают обиходных слов, часто смешивают слова, ориентируясь на сходство по звуковому составу, ситуацию и т.п. Многие слова употребляются неточно, вместо нужного названия ребенок использует то, которое обозначает сходный предмет или связано с данным словом ситуационно.
Анализ речи детей с дизартрией, проведенный Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебрякова, обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У этих детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. При этом аграмматизмы в устной речи данной категории детей связаны, прежде всего, с нарушением двигательной дифференциации фонем. Так, например, нарушение дифференциации [ы] - [и], твердых и мягких согласных, сонорных звуков [ль] - [й] обусловливает соответствующие изменения во флексиях (у белкы, с собаколь).
По мнению ряда авторов (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботович), стертая дизартрия представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонетическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Наряду с нарушениями речевого характера, детям со стертой дизартрией свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д.
Таким образом, дети со стертой дизартрией демонстрируют устойчивый комплекс симптомов, который характеризуется специфической системной задержкой формирования как речевых, так и неречевых психических процессов. Однако ведущими в структуре речевого дефекта у детей данной категории являются нарушения фонетической стороны речи: искажение, смешение, замены, пропуски звуков.
Список литературы:
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ.: Астрель, 2007. – 319 с.
2. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст]: пособие / В.А. Киселева.– М.: Школьная пресса, 2007. - 48 с.
3. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики. Хрестоматия по логопедии. [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская; под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. Т.1. – М.: 1997.
4. Лопатина, Л. В., Серебрякова И. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии[Текст]: метод. пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова .– СПб., 2001.
Категория: Мои статьи | Добавил: gmli (07.11.2016)
Просмотров: 1822 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Полезные ресурсы

http://psyjournals.ru/

портал психологических изданий

 http://psichologvsadu.ru/

 http://samopoznanie.ru/ - путеводитель по тренингам

 http://nsportal.ru/- 

социальная сеть работников образования

 http://www.resobr.ru/rubric/196-spravochnik-pedagoga-psihologa-detskiy-sad

 http://www.psychology.ru/

 http://flogiston.ru/

 http://e.psihologsad.ru/